Усилитель на 6П3С
|
Спецификация |
|
R1-
|
МЛТ 0,5 470 кОм
|
С1-
|
47 мкФ, 450 В
|
R2,R3-
|
МЛТ 0,5 1,5 кОм
|
С3-
|
1000 мкФ, 6ЗВ
|
R4-
|
МЛТ 1 20кОм
|
С2-
|
0,15мкФ, 250В
|
R5-
|
МЛТ 0,5 220кОм
|
С4-
|
300 пФ (К78)
|
|
Основные
технические параметры усилителя: выходная мощность 7 Вт при коэффициенте
нелинейных искажений 6%, чувствительность 0,4 В, полоса рабочих частот на
полной мощности не хуже 12 Гц - 30 кГц без ООС.
Выходная лампа
6ПЗС была выбрана нами, во-первых, за ее доступность и низкую (около 20 рублей
на питерском радио рынке) цену. Во-вторых, за достаточно высокую линейность в
триодном включении я многообещающий спектр гармоник (относительно высокая
вторая гармоника и низкая третья). Напомним, что эта лампа, точнее ее прототип
6L6, разрабатывалась специально для использования в звуковых трактах. И
в-третьих, за ее теплое (тут самое время вспомнить про спектр гармоник) и —
все-таки не обойтись без этого слова — "музыкальное" звучание, даже в
сравнении с такими серьезными соперниками, как EL34 и 6550, Два относительных
недостатка этой лампы в триодном включении — небольшую выходную мощность
(3,5 Вт) и достаточно высокое внутреннее сопротивление (около 1.5 кОм) — мы
преодолели, включив две лампы параллельно. Следует заметить, что среди российских
радиолюбителей распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение о
недопустимости параллельного включения ламп. Не желая углубляться в дискуссию
на эту тему, привезем простой пример. Один из самых дорогих (как-никак 330
тысяч долларов) усилителей всеми уважаемой фирмы "Audio Note", а
именно "Gaku-Оn", имеет на выходе две включенные параллельно лампы,
что вовсе не мешает его счастливым обладателям наслаждаться музыкой. Так или
иначе, включив параллельно лампы 6ПЗС, мы получили внутреннее сопротивление
750 Ом и 7 Вт триодной мощности. Ну чем не "трехсотка"?!
Схема одного канала усилителя приведена
на рисунке (с. 187). Рассмотрим ее подробнее.
Входной каскад, он же драйвер, выполнен
по схеме с динамической нагрузкой (SRPP) на одном из лучших отечественных
малосигнальных триодов 6Н9С, Применение SRPP объясняется не каким-то нашим
особым расположением к таким каскадам, а тем, что мы попробовали разные
варианты (один триод с анодной нагрузкой, параллельное включение двух триодов
и т. п.) и остановились на SRPP. как на обеспечившей наилучшее, по нашему
мнению, качество звучания. Выходной каскад, как упоминалось выше, выполнен на
двух лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Для того чтобы свести к
минимуму нелинейные искажения, выходные лампы подобраны парами по анодному
току и крутизне с точностью 1,5% и при необходимости заменяются тоже парами.
Тем, у кого нет возможности подобрать лампы, советуем не расстраиваться и использовать
те лампы, которые есть (желательно все же из одной партии), так как разброс
параметров ламп приводит к росту в основном второй гармоники, что не должно
радикально ухудшить звучание. Выбранные нами режимы работы выходных ламп
могут, на первый взгляд, вызвать недоумение. В частности — напряжение на
второй сетке, почта на 100 В превышает величину, указанную в справочнике, В
свое оправдание мы сошлемся на статью [4], где доказывается возможность
применения пентодов и лучевых тетродов в триодном включении с превышением
некоторых справочных режимов без существенного снижения ресурса работы ламп.
Наш многолетний опыт работы с лампами это подтверждает, к тому же стоимость
6ПЗС не столь велика (в отличие от, скажем, .300В), и замена даже всего
комплекта ламп один раз в несколько лет вряд ли заметно скажется на чьем-то
бюджете. Нагрузкой выходного каскада служит трансформатор.
Выходной трансформатор, конечно же,
является важнейшим элементом конструкции. От него зависит, пожалуй, не меньше,
чем от выходной лампы. В нашем варианте он выполнен на Ш-образном сердечнике
из трансформаторной стали толщиной 0,35 мм (вполне подойдет н ШЛ-сердечннк на
стали Э310-330), ширина среднего стержня 25 мм. высота табора 40 мм, Первичная обмотка
состоит из четырех секций по 510 + 1190 + 1190 + 510 витков провода ПЭВ или
ПЭТВ диаметром 0,28 мм.
Между ними расположены три секции вторичной обмотки по 216 витков провода
диаметром 0,71 мм.
От 130-го витка можно сделать отвод для 4-омной нагрузки. Все секции первичной
обмотки соединены последовательно, вторичной — параллельно. Между обмотками
проложена конденсаторная бумага (можно использовать и обычную бумагу) толщиной
0.3 мм.
После намотки катушка пропитана техническим воском (смесь парафина и
перелина). Сердечник собран: Ш-пластины и I-пластины отдельно, между ними с помощью
пластины из изолирующего материала выставлен зазор 0.25 мм.
Это не единственно
возможная конструкция выходного трансформатора. вполне допустимо использование
других конструкций, например, в последние годы получил распространение двух катушечный
вариант па ПЛ-сердечнике, имеющий определенные достоинства (впрочем, как и
недостатки), В таком случае рассчитывать трансформатор придется самому. Напомним,
что необходимые для расчета сведения вы можете почерпнуть в [5], а также укажем
основные параметры. Прежде всего это сопротивление первичной обмотки по
переменному току 2,5-3.0 кОм, а также ток постоянного подмагничивания не менее
120 мА. Единственное предостережение: не используйте сердечники с площадью
среднего стержня менее 10 см2 (габаритной мощностью менее 150 Вт), иначе вряд
ли вы получите приемлемые характеристики па низких частотах.
Блок питания собран па кенотроне
5ЦЗС, что не случайно. Практика показывает, что кенотронное питании способно
существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полупроводниковые
диоды вы до этого ни использовали. Неслучайно в самых дорогих моделях
применяются именно кенотроны. Для силового трансформатора мы использовали
магнитопровод Ш25х 50, первичная обмотка содержит 770 витков провода ПЭВ
диаметром 0,63 мм.
повышающая обмотка - 1340 - 1340 витков провода диаметром 0,315 мм, накальные
обмотки - соответственно 19 витков провода 1,25 мм для питания
кенотрона, 24 витка того же провода для питания накала выходных ламп, и 24
витка провода 0,71 мм
для питания накала входных ламп, Можно использовать и другой магнитопровод от
трансформатора мощностью не менее 150 Вт, произведя расчет самостоятельно.
Если изготовление выходных и силового
трансформаторов представляется вам непосильной задачей, их можно заказать в
готовом виде, связавшись с нами по телефонам, указанным в рекламном блоке. Все детали установлены на алюминиевом
шасси и соединены между собой с помощью навесного монтажа. Старайтесь
максимально использовать выводы самих элементов: там. где их не хва-
тает, применяйте
провод МГТФ-0.35, особое внимание уделите "земляным" цепям. Основные
требования к монтажу: провода должны быть по возможности короткими и ни при
каких условиях не допустимы замкнутые контуры, иначе у вас получится не
усилитель. а радиоприемник. Собранная
без ошибок схема настройки не требует. Желательно только проконтролировать с
помощью тестера напряжения и токи в указанных точках. Если измеренные значения
отличаются от приведенных на схеме не более, чем на 10%.— все в порядке. Грубые
отличия, скорее всего, указывают на ошибку в монтаже или на неисправность какого-либо
элемента.
Перед первым включением проверьте
монтаж самым тщательным образом. Это избавит вас от острых ощущении. Если при
включении ваш усилитель не подал сигналов тревоги (запах гари, искры, громкие
щелчки и т. п.), дайте ему прогреться 10-15 минут и приступайте к измерениям.
При правильном монтаже "земляных"
цепей уровень фона в ваших АС должен быть достаточно низким. С акустической
системой чувствительностью 90 дБ он слышен, только если ухо поднести вплотную
к низкочастотному динамику В противном случае придется поэкспериментировать с
расположением деталей и проводов, что иногда может занять даже несколько
дней. Но так или иначе это решаемая задача, и, следовательно, вы с нею
справитесь.
Теперь затронем такой больной вопрос,
как типы применяемых элементов. Почему больной? По этому поводу нам приходилось
читать и слышать прямо противоположные мнения, начиная с того, что наши
отечественные компоненты ничем не хуже (а то и лучше) самых дорогих и
престижных зарубежных. и кончая тем. что без " Black Gate" и
"Multicap" нечего даже пытаться получить приличный звук. Подробное
рассмотрение этих вопросов выходит за рамки статьи, и мы ограничимся лишь
некоторыми частными рекомендациями, основанными на нашем личном опыте.
Типы элементов, указанные на схеме,
гарантируют вам некоторый начальный уровень качества, причем вполне сравнимый
с присущим некоторым недешевым зарубежным моделям. А дальше, исходя из ваших
вкусов и возможностей, попытайтесь подняться на более высокий уровень. Только
не требуйте от этой схемы слишком многого, и она вас не разочарует. Итак,
начнем по порядку.
Потенциометр, стоящий на входе,
способен радикальным образом повлиять на качество звучания. К сожалению,
достойной заменой дорогостоящему "ALPS'' может стать разве что ступенчатый
аттенюатор, скажем, на основе отечественных герконов с золочеными контактами.
Не меньшее влияние на звук оказывает
и замена переходной емкости. Если у нас есть возможность, советуем попробовать
"Multicap RTX" или "Jensen". известные не менее, чем
"Audio Note". Они звучат весьма по-разному, но каждый из них, на наш
взгляд, заслужил свою высокую репутацию (и высокую стоимость). При всем пашем
патриотизме мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, будто наши К40У-9
(КБГ, ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше (как вариант — не хуже), чем вышеназванные
"Multicap", "Jensen" и т. п.,
Предполагаем, что заявления такого рода вызваны недостаточно высоким качеством
используемых при тестировании звуковых трактов.
В блоке питания прекрасно зарекомендовали
себя наши МБГО (МБГВ, МБГН, МБГЧ, еще лучше КБГ-МН и т. п.), если закрыть глаза
на то, что они займут полкомнаты. Несмотря на наше бесконечное уважение к
"Black Gate" серии "WKZ", язык не повернется рекомендовать
их в силу запредельной стоимости. Советуем приберечь их для более продвинутых
конструкций, а сюда поставить что-нибудь попроще, например
"Rubicon" или "Nichicon".